| в начало рубрики "Ергаки" |

Клуб "Ергаки"
Программа "ОРНИТОЛОГИЯ"
Автор: Чугаев Александр Васильевич.
Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Очень часто ребенок хотел бы завести у себя дома какую-нибудь зверушку... Не всегда удобно заводить кошку или собаку. А вот приобрести волнистого попугайчика или канарейку

Пеночка
вполне реально. Уход за птицами не так уж и сложен, но всегда интересно поделиться своими чувствами, наблюдениями с единомышленниками, друзьями.
Программа «Орнитология», если говорить о ее целевой установке, является познавательной с элементами учебно-исследовательской ориентации. В этой связи цели и задачи программы определены в двух планах. С одной стороны это знакомство, расширение и углубление знаний в орнитологии. С другой - это выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. По существу программа позволяет выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно- исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.
Куропатка
Программа предназначена для учащихся 
6 -8 классов и рассчитана на два года обучения. Иногда принимаются дети младшего возраста, проявившие интерес к изучению жизни птиц и имеющие достаточную подготовку.
Содержание программы первого года обучения построено так, что учащиеся от темы к теме знакомятся с основами орнитологии и, главное, с видовым разнообразием птиц.
Несмотря на то, что птицы встречаются
повсюду, часто досадным препятствием оказывается малое знакомство с ними. Многие птицы очень осторожны и, появившись, быстро прячутся от глаз наблюдателя. Надо долго и внимательно наблюдать птиц, чтобы научиться их узнавать даже при мимолетной встрече. Опыт налаживается медленно, слагается из отдельных наблюдений и фактов, но он дает чрезвычайно много. 
Научиться определять птиц в природе, узнавать их на расстоянии по облику, повадками или по голосу - основная задача первого года обучения. Поэтому значительная часть учебного времени реализуется в форме экскурсий, наблюдений, точечных и маршрутных учетов птиц, практических занятий.
На втором году обучения учащиеся продолжают знакомиться с основами орнитологии, систематики, фенологии птиц. Но здесь уже значительная часть времени отводится освоению полевых методов исследования, необходимых при самостоятельной научно-исследовательской работе. Так, в осенний период при изучении темы «Сезонные миграции птиц», ребята на практике знакомятся с методикой визуальных наблюдений с ПНП (постоянного наблюдательного пункта) (Гаврилов, 1977). Этот метод позволяет дать общую количественную характеристику видимого пролета птиц и в то же время прост и доступен для начинающих орнитологов.
Зимой ребята осваивают метод маршрутных учетов птиц (Равкин, 1967; Боголюбов, 1996) и по желанию становятся участниками международной научно-общественной программы Евроазиатских Рождественских учетов птиц «Parus». 
Суть участия заключается в 
Птенец
проведении определенного объема маршрутных учетов на ключевых участках местообитаний зимующих птиц. Результаты обрабатываются и отсылаются в Москву - координатору программы, а также используются для написания учебно-исследовательских работ.
Весной школьники знакомятся с методом отлова, кольцевания и прижизненного обследования птиц (Виноградова и др., 1976).
Таким образом, в течение второго года обучения учащимся предоставляется возможность освоить три научных метода полевых орнитологических исследований. 
 Логическим завершением обучения является защита самостоятельной учебно-исследовательской  работы на итоговой конференции, которая становится своего рода экзаменом, после которого учащиеся получают свидетельство (диплом) об окончании  2-х годичного обучения в объединении «орнитологи» с указанием темы выполненной работы.
Трясогузка
В дальнейшем учащиеся имеют возможность перейти на индивидуальное обучение. Программа индивидуального обучения составляется руководителем и обучающимся совместно, исходя из интересов и целей последнего.
Определенная часть учащихся может не выполнять учебно-исследовательскую работу. Цель их обучения - познавательная и, как было указано выше, ограничивается рамками знакомства, расширения и углубления знаний.
Программа составлена с учетом оснащенности кабинетов ТСО, живыми объектами, коллекционным материалом.
Основные формы обучения- экскурсии (наблюдения и учеты птиц в природе), наблюдение и уход за птицами в живом уголке, просмотр слайд- и видеофильмов, прослушивание голосов птиц, работа с коллекционным материалом, экскурсии в зоомузеи и живые уголки, отлов и кольцевание птиц, работа по карточкам, тестирование, игры (викторина, зоологическое лото, брейн-ринг и др.), конференции.
Примерный тематический план первого года обучения
Осень
Вводное занятие
Разнообразие и географическое распространение птиц
Сбор кормов для зимней подкормки
Птицы Красноярского края
Зима
Зимующие птицы г. Красноярска и его окрестностей
Подкормка зимующих птиц
Птицы живого уголка
Весна
Привлечение птиц (поделка и развеска гнездовий)
Фенология весеннего пролета птиц
Защита рефератов
Лето
Наблюдения за гнездованием птиц

Примерный тематический план второго года обучения
Осень
Вводное занятие
Сезонные миграции
Приспособление птиц к среде обитания
Зима
Подкормка зимующих птиц
Наблюдения и учеты зимующих птиц
Работа с птицами живого уголка
Весна
Весенний пролет птиц
Методы полевых исследований
Лето
Самостоятельные работы по темам
Осень
Итоговая конференция



Подробную консультацию по программе вы можете получить 
в эколого-оздоровительном центре КДПиШ 
www.ecozentr.narod.ru

Hosted by uCoz