Клуб "Ергаки"
Программа "ОРНИТОЛОГИЯ"
Автор: Чугаев Александр Васильевич.
Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами.
Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной
обстановке. Очень часто ребенок хотел бы завести у себя дома какую-нибудь
зверушку... Не всегда удобно заводить кошку или собаку. А вот приобрести
волнистого попугайчика или канарейку |
Пеночка
|
вполне реально. Уход за птицами не так уж и сложен, но всегда интересно
поделиться своими чувствами, наблюдениями с единомышленниками, друзьями.
Программа «Орнитология», если говорить о ее целевой установке, является
познавательной с элементами учебно-исследовательской ориентации. В этой
связи цели и задачи программы определены в двух планах. С одной стороны
это знакомство, расширение и углубление знаний в орнитологии. С другой
- это выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся
в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской
работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный
продукт. По существу программа позволяет выявить одаренных детей, помочь
им адаптироваться в научно- исследовательской, экспериментальной деятельности,
создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.
Куропатка
|
Программа предназначена для учащихся
6 -8 классов и рассчитана на два года обучения. Иногда принимаются
дети младшего возраста, проявившие интерес к изучению жизни птиц и имеющие
достаточную подготовку.
Содержание программы первого года обучения построено так, что учащиеся
от темы к теме знакомятся с основами орнитологии и, главное, с видовым
разнообразием птиц.
Несмотря на то, что птицы встречаются |
повсюду, часто досадным препятствием оказывается малое знакомство с ними.
Многие птицы очень осторожны и, появившись, быстро прячутся от глаз наблюдателя.
Надо долго и внимательно наблюдать птиц, чтобы научиться их узнавать даже
при мимолетной встрече. Опыт налаживается медленно, слагается из отдельных
наблюдений и фактов, но он дает чрезвычайно много.
Научиться определять птиц в природе, узнавать их на расстоянии по облику,
повадками или по голосу - основная задача первого года обучения. Поэтому
значительная часть учебного времени реализуется в форме экскурсий, наблюдений,
точечных и маршрутных учетов птиц, практических занятий.
На втором году обучения учащиеся продолжают знакомиться с основами
орнитологии, систематики, фенологии птиц. Но здесь уже значительная часть
времени отводится освоению полевых методов исследования, необходимых при
самостоятельной научно-исследовательской работе. Так, в осенний период
при изучении темы «Сезонные миграции птиц», ребята на практике знакомятся
с методикой визуальных наблюдений с ПНП (постоянного наблюдательного пункта)
(Гаврилов, 1977). Этот метод позволяет дать общую количественную характеристику
видимого пролета птиц и в то же время прост и доступен для начинающих орнитологов.
Зимой ребята осваивают метод маршрутных учетов птиц (Равкин, 1967;
Боголюбов, 1996) и по желанию становятся участниками международной научно-общественной
программы Евроазиатских Рождественских учетов птиц «Parus».
Суть участия заключается в |
Птенец
|
проведении определенного объема маршрутных учетов на ключевых участках
местообитаний зимующих птиц. Результаты обрабатываются и отсылаются в Москву
- координатору программы, а также используются для написания учебно-исследовательских
работ.
Весной школьники знакомятся с методом отлова, кольцевания и прижизненного
обследования птиц (Виноградова и др., 1976).
Таким образом, в течение второго года обучения учащимся предоставляется
возможность освоить три научных метода полевых орнитологических исследований.
Логическим завершением обучения является защита самостоятельной
учебно-исследовательской работы на итоговой конференции, которая
становится своего рода экзаменом, после которого учащиеся получают свидетельство
(диплом) об окончании 2-х годичного обучения в объединении «орнитологи»
с указанием темы выполненной работы.
Трясогузка
|
В дальнейшем учащиеся имеют возможность перейти на индивидуальное обучение.
Программа индивидуального обучения составляется руководителем и обучающимся
совместно, исходя из интересов и целей последнего.
Определенная часть учащихся может не выполнять учебно-исследовательскую
работу. Цель их обучения - познавательная и, как было указано выше, ограничивается
рамками знакомства, расширения и углубления знаний.
Программа составлена с учетом оснащенности кабинетов ТСО, живыми объектами,
коллекционным материалом. |
Основные формы обучения- экскурсии (наблюдения и учеты птиц в природе),
наблюдение и уход за птицами в живом уголке, просмотр слайд- и видеофильмов,
прослушивание голосов птиц, работа с коллекционным материалом, экскурсии
в зоомузеи и живые уголки, отлов и кольцевание птиц, работа по карточкам,
тестирование, игры (викторина, зоологическое лото, брейн-ринг и др.), конференции.
Примерный тематический план первого года обучения
Осень
Вводное занятие
Разнообразие и географическое распространение птиц
Сбор кормов для зимней подкормки
Птицы Красноярского края
Зима
Зимующие птицы г. Красноярска и его окрестностей
Подкормка зимующих птиц
Птицы живого уголка
Весна
Привлечение птиц (поделка и развеска гнездовий)
Фенология весеннего пролета птиц
Защита рефератов
Лето
Наблюдения за гнездованием птиц
Примерный тематический план второго года обучения
Осень
Вводное занятие
Сезонные миграции
Приспособление птиц к среде обитания
Зима
Подкормка зимующих птиц
Наблюдения и учеты зимующих птиц
Работа с птицами живого уголка
Весна
Весенний пролет птиц
Методы полевых исследований
Лето
Самостоятельные работы по темам
Осень
Итоговая конференция
Подробную консультацию по программе вы можете
получить
в эколого-оздоровительном центре КДПиШ
www.ecozentr.narod.ru
|