Клуб "Кедр"
Программа кружка
единой детской реабилитации «КЕДР».
АВТОР: Солодовников Владимир Анатольевич.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: Освоения и совершенствования.
ТИП ПРОГРАММЫ: Авторская.
ВИД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Социально-оздоровительная.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ : Общеразвивающая, специализированная.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Реабилитация, оздоровление и социальная адаптация детей
с физическими недостатками посредством занятий физической культурой и туризмом.
УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ПРОГРАММУ: Собеседование.
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ : 12 – 18 лет.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ: 2 – 5 лет.
Программа составлена для кружка единой реабилитации детей, имеющих физические
недостатки, посредством занятий физической культурой и является самостоятельной
разработкой, не имеющей аналогов.
“Кедр”- специализированный кружок по организации физкультурно-оздоровительной,
познавательной и спортивной работы с детьми-инвалидами г.Красноярска
и Красноярского края. Актуальность создания кружка объясняется непрерывным,
к великому сожалению, ростом детского травматизма и числа детей с
врожденными заболеваниями и отклонениями; и наряду с этим отсутствием структур
и организаций, способствующих вовлечению детей с физическими недостатками
в общественно- полезную деятельность.
По данным всемирной организации здравоохранения:
- «Каждый десятый житель земли является того или иного
рода инвалидом».
- «Ежегодно 20 млн. человек получают
бытовые увечья».
- «Ежегодно 19 млн. человек получают ранения, подчас серьезные
в связи с транспортными происшествиями».
Все это люди, которые из-за своих физических дефектов требуют особого
внимания и помощи в области воспитания, в том числе и физического образования,
коммуникаций. Следует подчеркнуть, что дети-инвалиды особенно нуждаются
в физическом воспитании для выработки жизненно важных умений, способностей
к самообслуживанию, обучению профессиональной деятельностью, повышения
их психо-эмоционального тонуса и для адаптации в обществе.
Основными целями программы являются :
· реабилитация детей, имеющих физические недостатки;
· укрепление здоровья детей-инвалидов;
· привлечение их к активной общественной жизни.
Во исполнение этих целей программа решает следующие задачи:
1. Расширение функциональных возможностей, формирование и совершенствование
различных двигательных навыков (ходьба, бег, плавание и др.) с помощью
выполнения физических упражнений.
2. Оказание помощи в определении и освоении форм и видов занятий с
учетом индивидуальных анатомо-физиологических особенностей.
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Формирование навыков и умений для обеспечения самообслуживания в
жизни.
5. Предоставление возможности контакта со здоровыми сверстниками в
целях преодоления комплекса неполноценности с одной стороны, и понимания
проблем инвалидов с другой.
При формировании программы использовались принципы построения занятий
для сверстников, с ограничением или специальными добавлениями в зависимости
от характера патологии, уровня физического развития. Занятия строятся с
учетом контингента группы и предусматривают включение упражнений общеразвивающего
характера, а также направленных на коррекцию отклонений в развитии с учетом
аномальных особенностей.
В кружке занимаются дети-инвалиды до 18 лет. Но 18-летний возраст не
является предельной границей, в дальнейшем воспитанники кружка могут сами
принимать активное участие как организаторы различных мероприятий. А в
отдельных случаях, при особо тяжелых формах заболевания, учитывая объективную
заторможенность в развитии, могут продолжать занятия до достижения намеченных
результатов.
Программа “Кедр” предусматривает проведение занятий в четырех группах,
отличающихся между собой по качественному составу занимающихся, в зависимости
от заболевания, физического состояния и времени занятий в кружке:
Группа 1: “Общая группа” (1-й и 2-й год занятий);
Группа 2: “Группа спортивного совершенства” (3-й год занятий);
Группа 3: “Группа реабилитации” (малоподвижные, с тяжелыми формами
заболевания);
Группа 4: “Группа волонтеров” (здоровые дети, участвующие в реализации
программы)
Программа “Кедр” составлена, исходя из шестилетнего опыта, который показал,
что преобладающей формой занятий должна быть индивидуальная форма,
и состав одной группы не должен превышать 7 человек (кроме группы волонтеров).
Это крайне необходимо, учитывая физическое здоровье и психологическое состояние
кружковцев. Наряду с индивидуальной, программа предусматривает и групповую
форму занятий.
Занятия проводятся в помещениях доступных и безопасных для членов кружка,
а также вне помещений. Для реализации программы необходимо наличие спортинвентаря,
тренажеров, что обуславливает проведение отдельных занятий в спортивных
залах, бассейне, что создает некоторые сложности в реализации программы.
Индивидуальные занятия в 3-й группе проводятся на дому. Режим занятий как
раздельный (теория, практика), так и смешанный.
Специфика кружка диктует необходимость работы с родителями кружковцев.
На предусмотренных программой занятиях родителям даются рекомендации по
проведению занятий в домашних условиях, по психологической реабилитации
детей-инвалидов, проводятся собеседования по интересующимся их вопросам.
Периодическое проведение медицинского осмотра и тестирование для занимающихся
являются результирующим показателем и обязательно, т.к. позволяет контролировать
физическое состояние и текущие моменты в процессе занятий и планировать
нагрузку.
Поиск членов кружка ведется через отделы социальной защиты, протезно-ортопедическую
клинику.
Программа рассчитана на общее количество часов на год - 1080 часов.
Из них на каждую группу приходится:
1 группа - 324 часов на год (9 часов в неделю),
2 группа - 396 часов на год (11 часов в неделю),
3 группа - 144 часов на год (4 часов в неделю),
4 группа - 216 часов на год (6 часов в неделю).
Темы учебно-тематического плана программы:
1. История развития инвалидного физкуль-турно-оздоровительного движения
и тенденции развития.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
3. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
4. ТЕСТИРОВАНИЕ.
5. АУТОТРЕНИНГ.
6. Шахматы, шашки, и др. настольные игры.
7. Консультации по творческой работе.
8. Правила соревнований, организация и проведение походов, инвентарь.
9. ТУРИЗМ И ПРИРОДА.
10. ПЛАВАНИЕ.
11. ЛЫЖИ.
12. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
13. СОРЕВНОВАНИЯ.
14. СИДЯЧИЙ ВОЛЕЙБОЛ.
15. ЛЫЖИ-САНИ.
16. ГОРНЫЕ ЛЫЖИ.
17. ДАРТС, ФРИСБИ.
18. Навыки оказания помощи.
Подробную консультацию по программе
вы можете получить
в эколого-оздоровительном центре КДПиШ
|