| в начало рубрики клуба "Кедр" |

Клуб "Кедр"
Программа кружка 
единой детской реабилитации «КЕДР».

АВТОР: Солодовников Владимир Анатольевич.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: Освоения и совершенствования.
ТИП ПРОГРАММЫ: Авторская.
ВИД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Социально-оздоровительная.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ : Общеразвивающая, специализированная.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Реабилитация, оздоровление и социальная адаптация детей с физическими недостатками посредством занятий физической культурой и туризмом.
УСЛОВИЯ  ВХОЖДЕНИЯ  В ПРОГРАММУ: Собеседование.
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ : 12 – 18 лет.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ: 2 – 5 лет.

Программа составлена для кружка единой реабилитации детей, имеющих физические недостатки, посредством занятий физической культурой и является самостоятельной разработкой, не имеющей аналогов.
“Кедр”- специализированный кружок по организации физкультурно-оздоровительной, познавательной и  спортивной работы  с детьми-инвалидами г.Красноярска и Красноярского края. Актуальность создания кружка объясняется непрерывным, к великому сожалению, ростом детского  травматизма и числа детей с врожденными заболеваниями и отклонениями; и наряду с этим отсутствием структур и организаций, способствующих вовлечению детей с физическими недостатками в общественно- полезную деятельность.
По данным всемирной организации здравоохранения: 
-   «Каждый десятый житель земли является того или иного рода инвалидом». 
-  «Ежегодно  20 млн.  человек  получают  бытовые  увечья».
-   «Ежегодно 19 млн. человек получают ранения, подчас серьезные в связи с транспортными происшествиями».
Все это люди, которые из-за своих физических дефектов требуют особого внимания и помощи в области воспитания, в том числе и физического образования, коммуникаций. Следует подчеркнуть, что дети-инвалиды особенно нуждаются в физическом воспитании для выработки жизненно важных умений, способностей к самообслуживанию, обучению профессиональной деятельностью, повышения их психо-эмоционального тонуса и для адаптации в обществе. 

Основными целями программы являются :
· реабилитация детей, имеющих физические недостатки;
· укрепление здоровья детей-инвалидов;
· привлечение их к активной  общественной жизни.

Во исполнение этих целей программа решает следующие задачи:
1. Расширение функциональных возможностей, формирование и совершенствование различных двигательных навыков (ходьба, бег, плавание и др.) с помощью выполнения физических упражнений.
2. Оказание помощи в определении и освоении форм и видов занятий с учетом индивидуальных анатомо-физиологических особенностей.
3. Формирование навыков здорового образа жизни.
4. Формирование навыков и умений для обеспечения самообслуживания в жизни.
5. Предоставление возможности контакта со здоровыми сверстниками в целях преодоления комплекса неполноценности с одной стороны, и понимания проблем инвалидов с другой. 

При формировании программы использовались принципы построения занятий для сверстников, с ограничением или специальными добавлениями в зависимости от характера патологии, уровня физического развития. Занятия строятся с учетом контингента группы и предусматривают включение упражнений общеразвивающего характера, а также направленных на коррекцию отклонений в развитии с учетом аномальных особенностей.
В кружке занимаются дети-инвалиды до 18 лет. Но 18-летний возраст не является предельной границей, в дальнейшем воспитанники кружка могут сами принимать активное участие как организаторы различных мероприятий. А в отдельных случаях, при особо тяжелых формах заболевания, учитывая объективную заторможенность в развитии, могут продолжать занятия до достижения намеченных результатов.
Программа “Кедр” предусматривает проведение занятий в четырех группах, отличающихся между собой по качественному составу занимающихся, в зависимости от заболевания, физического состояния и времени занятий в кружке:
Группа 1: “Общая группа” (1-й и 2-й год занятий); 
Группа 2: “Группа спортивного совершенства” (3-й год занятий); 
Группа 3: “Группа реабилитации” (малоподвижные, с тяжелыми формами заболевания); 
Группа 4: “Группа волонтеров” (здоровые дети, участвующие в реализации программы)

Программа “Кедр” составлена, исходя из шестилетнего опыта, который показал, что преобладающей формой занятий должна быть индивидуальная форма,  и состав одной группы не должен превышать 7 человек (кроме группы волонтеров). Это крайне необходимо, учитывая физическое здоровье и психологическое состояние кружковцев. Наряду с индивидуальной, программа предусматривает и групповую форму занятий.
Занятия проводятся в помещениях доступных и безопасных для членов кружка, а также вне помещений. Для реализации программы необходимо наличие спортинвентаря, тренажеров, что обуславливает проведение отдельных занятий в спортивных залах, бассейне, что создает некоторые сложности в реализации программы. Индивидуальные занятия в 3-й группе проводятся на дому. Режим занятий как раздельный (теория, практика), так и смешанный.
Специфика кружка диктует необходимость работы с родителями кружковцев. На предусмотренных программой занятиях родителям даются рекомендации по проведению занятий в домашних условиях, по психологической реабилитации детей-инвалидов, проводятся собеседования по интересующимся их вопросам.
Периодическое проведение медицинского осмотра и тестирование для занимающихся являются результирующим показателем и обязательно, т.к. позволяет контролировать физическое состояние и текущие моменты в процессе занятий и планировать нагрузку.
Поиск членов кружка ведется через отделы социальной защиты, протезно-ортопедическую клинику.
Программа рассчитана на общее количество часов на год - 1080 часов.
Из них на каждую группу приходится:
1 группа - 324 часов на год (9 часов в неделю),
2 группа - 396 часов на год (11 часов в неделю), 
3 группа - 144 часов на год (4 часов в неделю),
4 группа - 216 часов на год (6 часов в неделю).

Темы учебно-тематического плана программы:
1. История развития инвалидного физкуль-турно-оздоровительного движения и тенденции развития.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
3. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
4. ТЕСТИРОВАНИЕ.
5. АУТОТРЕНИНГ.
6. Шахматы, шашки, и др. настольные игры.
7. Консультации по творческой работе.
8. Правила соревнований, организация и проведение походов, инвентарь.
9. ТУРИЗМ И ПРИРОДА.
10. ПЛАВАНИЕ.
11. ЛЫЖИ.
12. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
13. СОРЕВНОВАНИЯ.
14. СИДЯЧИЙ ВОЛЕЙБОЛ.
15. ЛЫЖИ-САНИ.
16. ГОРНЫЕ ЛЫЖИ.
17. ДАРТС, ФРИСБИ.
18. Навыки оказания помощи.


Подробную консультацию по программе вы можете получить
в эколого-оздоровительном центре КДПиШ

www.ecozentr.narod.ru
Hosted by uCoz